АСПИРАНТУРА
История...
История группы "АСПИРАНТУРА" ("Оркестръ Аспирантура") началась в далеком 1986 году. Непосредственным предком этой команды была так называемая группа "Шанс" (1983 - 85г.), ранее - "Календарь-84" (1984 год), она же "Эскиз" (1980 г.), она же "Диптон" (1981 г.) Подробнее о ранних этапах моей музыкальной "карьеры" смотри здесь.
"В те времена далекие, теперь почти былинные" жизнь (особенно музыкальная) была совершенно другой. Только что появился первый альбом "Кино" с "Алюминиевыми огурцами". Гребенщиков, со своим "Аквариумом" был потоплен официальной критикой после Тбилисского рок-фестиваля, а "Машина времени" продолжала успешно возделывать свою "припопсованную делянку" песнями типа "Ах, что за Луна!" и про коней, которых на переправе не меняют.
Я работал на типографии "Молодая Гвардия" (далее - МГ) рабочим, а по вечерам мы собирались в клубе - репетировать. Процесс репетиций, до того являвшийся практически никуда не ведущей пьянкой, вдруг начал обозначать загадочные перспективы возможного развития в полноценный "коллектив", как тогда говорили, имеющий призрачные шансы на профессиональную музыкальную деятельность. Состав группы "Шанс" на закате ее существования выглядел так: Саша Коровин - на барабанах, Слава Мешков на ритм-гитаре (он же был солистом), Юра Давидов - на клавишах и мой брат Иван - на басу.
Ветер грядущих перемен ощущался во всем. И я, попав под этот вентилятор, тоже стал пытаться реформировать нашу музыкальную деятельность. Хотелось сделать настоящий, в чем-то концептуальный, рок-н-ролльный проект, исполняющий свои, оригинальные песни. "Алиса" выпустила альбом "Энергия", не сцену вылезали будущие "монстры" отечественного рока в лице "Наутилус Помпилиуса", "Агаты Кристи". Меня тянуло в том же направлении. Однако, мой "реформистский" порыв не был поддержан Сашей и Славой, составлявшими "костяк" команды, которым было вполне уютно и так, да и "копеечку халтурную" терять не хотелось. Брата потихоньку затягивала семейная жизнь.
После довольно тяжелого разрыва с Сашей и Славой, кончившегося неприятным разделом нажитого на общие деньги нехитрого музыкального имущества, мы с Юрой остались, фактически, одни. Без солиста, без репертуара, без выездной аппаратуры.
В это время у нас и появилась солистка - Лена Качанова. Девушка с удивительно точным и приятным голосом. Она была общительна, симпатична, музыкальна и работать с ней было - одно удовольствие. Тем не менее, песни были "мужские", поскольку писали их мы с Юрой. Пришлось мне вплотную заняться "солизмом". (Юра не пел вовсе, хотя попытки были!). Слабым звеном оставалась ритм секция. И вот, на одну из репетиций Юра привел своего сокурсника - Лешу Кондратьева, который собрал нечто вроде самодельной программируемой драм-машины. Решено было поручить ему ритм-секцию группы, тем более, что являясь весьма подкованным в электронике человеком, он совмещал и вакантную "должность" звукорежиссера. Таким образом состав был сформирован. Первый альбом группы - "Зона" был записан в таком составе. Шел июль 1986-го года.
Сергей Крылов...
Совершенно случайно тогда мне довелось познакомиться с этим удивительным человеком. Только перебравшись в Москву, он осваивал ее всеми доступными способами. Привел его к нам в клуб один деятель по имени Дима Митрофанов, обладавший отличным, сильным хард-роковым голосом. Он тоже работал в типографии и, "пробовался" к нам в группу на вокал. Однако, "влить" его в наш коллектив не получилось, потому что он любил совершенно другую музыку. Однажды, Дима принес катушку с записью "квартирного" концерта некоего автора-исполнителя Крылова. (Эта пленка до сих пор жива и хранится в моем домашнем архиве!) Мне очень понравились песни и манера исполнения Сергея. Я попросил привести его к нам на репетицию. К моему удивлению, человек, пришедший однажды вместе с Димой, совершенно не соответствовал моим представлениям о нем, составленным по его (лирическим, в основном) песням с той катушки. Сергей оказался на деле лысеющим рыжим толстяком, выглядевшим значительно старше своих лет, в бесформенных конторских брюках. Человек, с потрясающим драматическим чутьем, прекрасный поэт, абсолютно раскрепощенный на сцене, к тому же обладающий исключительным чувством юмора, талантом рассказчика и завидной коммуникабельностью - он был обречен на успех, но природа сыграла злую шутку, дав этому потенциальному "лирическому герою" тучное тело бухгалтера. Всю эту историю я рассказал не просто так, а потому что Крылов имел самое непосредственное отношение к названию "Аспирантура". Он, конечно, искал себе аккомпанирующий состав и пытался совместить на сцене образ трогательного лирического героя с амплуа "рыжего" клоуна. (Да и само название "Аспирантура" сначала замышлялось как "Аспирантура Рыжего Клоуна. ОРКЕСТРЪ").
Однако, мы, вынашивавшие планы создания рок-группы, были не готовы стать аккомпанирующим составом. А он обладал слишком большой кинетической энергией, чтобы задержать на нас свое внимание. С той поры осталась только запись его песни "Праздник", сделанная нами уже после ухода Сергея из группы и вошедшая в альбом "Зона". Да! И еще пропуск на типографию "Молодая Гвардия" на его имя, который оформляли в отделе кадров целый месяц, и которым он, поэтому, так и не воспользоваться!
А песни, которые я улышал на той, первой, пленке ("Мне часто во сне снится музыка...", "Ты - мой самый лучший метрополитен...", "Двое вас и двое нас...", "Иллюзия жизни...") я пою на концертах до сих пор и они очень нравятся людям.
Первые выступления...
Репетиции в клубе типографии МГ накладывали на нас, как "бойцов культурного фронта" некоторые обязательства. Мы должны были бесплатно выступать на всякого рода мероприятиях. Но поскольку наш репертуар считался несерьезным, то и мероприятия были, в основном, молодежные. Постепенно мы пытались перебираться из фойе на сцену. Во-первых, конечно, потому, что у нас не было танцевального репертуара после ухода Саши и Славы, во вторых - после известного указа 85-го года шумные вечера с танцами под оркестр в фойе как-то сошли на нет. И, в-третьих, наш репертуар был весьма специфичен: с электронным самопальным ритм-боксом, не очень уверенным вокалом и никому неизвестными песнями, которых, к тому же, мало! Выбор "площадок" был тоже невелик: какие-то комсомольские утренники, вечера посвященные проф-ориентации и прочие никчемные мероприятия, рожденные больной фантазией внезапно протрезвевших комсомольцев. Кроме того, мы ездили в "подшефные" воинские части. Например, в Таманскую дивизию, где-то под Москвой; зону отдыха своего района ("Бухта радости" на Клязьминском водохранилище); выступали на вечерах в собственном клубе, а иногда и прямо в цехах.
Слева направо:
Елена КАЧАНОВА Антон ЕГОРОВ Юрий ДАВИДОВ |
Слева направо:
Антон ЕГОРОВ Елена КАЧАНОВА Юрий ДАВИДОВ |
Слева направо:
Юрий ДАВИДОВ Антон ЕГОРОВ Виктор ПОНОМАРЕВ |
Слева направо:
Антон ЕГОРОВ Леонид ПЛОТКИН Дмитрий АЛЕКСЕЕВ |
Слева направо:
Дмитрий АЛЕКСЕЕВ Леонид ПЛОТКИН Антон ЕГОРОВ Юрий ДАВИДОВ |
Забегая вперед могу сказать, что, по-настоящему первым концертом именно группы "Аспирантура", можно считать концерт состоявшийся во время выезда на т.н. "комсомольскую учебу" в ноябре 1987-го года. По сути, "комсомольская учеба" - это была большая молодежная пьянка с "халявным" выездом в пансионат на выходные. Мероприятие камуфлировалось какими-то, якобы, идеологическими семинарами, на которые никто не ходил, а на самом деле состояло из алкоголя, флирта, дискотеки, сауны, шашлыков и т.п. Именно на этом концерте мы впервые (довольно неумело!) загримировались, одели свои концертные прикиды, т.е. впервые попытались создать какой-то образ на сцене помимо, собственно, песен. К сожалению снимков группы на сцене не сохранилось. Есть только "процесс подготовки" к выступлению, где мы сидим накрашенные и в прикиде в своем номере.
"Оживление" состава.
По мере того как мы отказывались от исполнения "залитованного" репертуара и начинали сочинять собственные песни менялся, естественно, и состав группы. Пришел Дима Алексеев. У него было невиданное по тем временам сокровище - фирменный синтезатор "KORG Poly-800"! Это был очень достойный инструмент с приличным звуком. Потом пришел из армии Леня Плоткин. У него были свои барабаны! Установка "Amati", перламутрового цвета. Кроме того, он учился в Гнесинском училище по классу ударных, что было довольно заметно! Затем появился Виктор Пономарев и взял в руки бас гитару.
Таким образом к началу 1988 года у нас появилась возможность играть с приличным звуком, живым составом и свой репертуар! Что мы и делали. Тем более, что Леша Кондратьев, вечно ремонтирующий и усоверщенствующий свою "драм-машину", ушел от нас в "Крематорий" (в хорошем смысле!:) А Лена, выйдя замуж за Юру, собиралась вскоре родить.
Работа над созданием нового репертуара не прекращалась. Параллельно шла запись нового альбома, который был "выпущен" в феврале 1988 года под названием "Контрацептив". Эпатажное название альбома, как и выбор песен ("Стой, кто идет!", "Капитан Сам Себе", "Шпана"), явились частью образа группы, сформировавшегося под влиянием т.н. "реформ" перестройки, и нашей реакции на них. В идейно-социальном плане мы встали в нежесткую, но неистовую оппозицию к переменам в том виде, в каком они происходили. Одновременно нам хотелось забить свой личный колышек в могилу мирового коммунизма, порядком доставшего нас к тому времени. Как и всем молодым, хотелось отстаивать какие-то ценности. Что-то было в этом от анархии! От эйфории свободного "воздуха улиц"! А главное - все было спонтанно и честно. Не было имидж-мейкеров, полииттехнологов и стилистов. Мы действительно думали и чувствовали синхронно. Это и делало нас командой!
За эти два года (с 85 по 87) мы не просто приобрели новое звучание, образ, репертуар, но и сами, как группа, плавно двигались в сторону андерграунда. Активно участвовали в различных тусовках типа рок фестиваль в Черноголовке, "Сырок", Подольский рок-фестиваль. Образ наш приобрел узнаваемые черты, звук перестал напоминать школьную самодеятельность. Парадокс в том, что мы параллельно еще продолжали участвовать в каких-то дурацких смотрах клубных ансамблей и тому подобной лабуде, где, несмотря на полное несоответствие своего образа и репертуара понятию "ВИА такого-то клуба", занимали призовые места, получали призы зрительских симпатий! Вероятно это происходило оттого, что старая коммунистическая система "работы с молодежью" продолжала по инерции исполнять свои функции, хотя все ориентиры были утрачены. Так, курица с отрубленной головой еще некоторое время бежит незнамо куда.
Профессиональная эстрада...
Я уже давно этого слова (эстрада) не стесняюсь, хотя тогда это было ужасное обзывательство для таких ребят как мы! Песни назывались "композициями", ансамбль - "группой", руководитель - "лидер проекта"! И не иначе! Знай наших! Самое позорное прилагательное "молодежный" олицетворяло то, что сейчас именуется словом "отстой". Сказать о ком-то "солист молодежной эстрады" - значило полностью опустить человека! Буквально смешать с говном! Все группы новой генерации ("Наутилус Помпилиус", "Алиса", "Агата Кристи" и т.п.), позиционировали себя как нечто совершенно новое и революционное. Этакие, гордо реющие буревестники! Предпологалось, что "советская эстрада" (Кобзон, Лещенко, Антонов) доживает свой век, а мастера "расчесок" со своими "морзянками" (Мираж, Звезды, Минаев, Масковый Лай т.п.) презрительно именовались "попса".
Вот в такой ситуации на одном из смотров худ. самодеятельности (см. выше) нас заметил Михаил Владимирович Плоткин, "Мишаня", человек - легенда! Не хочу о нем распространятся здесь, ибо тема этого повествования другая. Хочу только сказать, что это, пожалуй,один из самых честных и достойных людей бывшей сов. эстрады, или, как сейчас сказали бы, "шоу-бизнеса"! Конечно, он попал на тот наш концерт не случайно, тем не менее эта встреча открыла нам двери на "большую", профессиональную эстраду. В то время он подыскивал замену распавшемуся ансамблю "Надежда", и выбор пал не нас!
|
Бисер КИРОВ ..."Молодежный артист зарубежной эстрады"... |
Юра ДАВИДОВ молодежный композитор |
До чего же противно быть "солистом молодежной эстрады":
и цветы пожухли, и сам какой-то потрепанный...
Антон ЕГОРОВ |
"Ну где же вашии ручки-и-и?" молодежный концерт |
Несмотря на подвижки в прогрессиивном направлении, состав группы
постоянно менялся по разным причинам. Это не было "текучкой кадров", но процесс
поиска и замены шел постоянно. Витя Пономарев (бас-гитара) покинул группу по
идейным соображениям. Его музыкальные амбиции были выше наших запросов. Он ушел
в другой состав, чтобы заниматься "настоящей" музыкой, а не социальными протестами.
После некоторой заминки на сцене появился... Да! Игорь Тяпкин! Я помню нашу
первую встречу. она происходила в метро, на недавно построенной станции "Боровицкая".
Передо мной предстал крупный молодой человек (сейчас-то, правда, покрупнее будет!)
в футболке, с бас гитарой в футляре (у него была Jolana D-Bass - предел мечтаний
басиста среднего достатка!) Лучистый взгляд, кисет упояса. Этот большой и теплый
варяг покорил меня своим открытым взглядом и, какой-то подвижностью, готовностью.
Он был уже наслышан про нас, и сразу согласился прийти на репетицию. Надо сказать,
что Гарик, помимо душевной теплоты, обладает даром безапелляционного пропагандиста
своих взглядов и пристрастий! Я молчу про рыбалку, но сколько ни в чем не повинных
слушателей обращены им в фанаты "Аспирантуры"! Мало того, что он чешет пузо
самым свирепым чужим псам (чем повергает в шок их хозяев!), он и с людьми обращается
также по-доброму беспардонно, за что они и тянутся к нему как к свету!
Игорь ТЯПКИН Со своей Jolanoй D-Bass! |
Витя ПОНОМАРЕВ |
Дальнейшие два года "Аспирантура" провела в разъездах по далям и весям еще не развалившегося Союза. Поскольку нас мало кто знал на просторах будущего СНГ, нас цепляли к кому-то из "обезъян". (Так у артистов называют того, кто собирает публику, кто делает сборы). Валерий Леонтьев, Жанна Агузарова, Владимир (мл.) Пресняков, Бисер Киров (!), Юрий Антонов - многие перебывали в наших "обезъянах"! Это было веселое и весьма беззаботное время! Работали, в основном под "фанеру", все административные и прочие вопросы решал Мишаня.
Почти конец...
Однако, как и все приятное, это не было полезным для группы. Репертуар и звучание, в связи с требованиями публики, "опопсились" до предела! К 90-му году мы уже мало чем отличались от тысяч таких же "фанерных" команд. Типа: "Ну где же ваши ручки?!" Душа просила поэзии и музыки, а были только "текстА" и ритмы! Творчество ушло, осталось только ремесло. В группе накапливались противоречия и разногласия. Некоторых все устраивало. Мне стало трудно. Чувство отвращения к себе, чувство стыда после каждого концерта - долго это продолжаться не могло. Когда Юра Давидов записал целую программу "танцевальных" песен (некоторые были очень не плохи!) я понял что это - конец. Группы больше не существовало. Мы занимались этим только для зарабатывания на жизнь. К тому же Миша Плоткин засобирался на ПМЖ в Штаты. Я пытался делать новые вещи, вернуть былой дух и настрой, сидел в студии. (Так была впервые записана песня "Балерина") Пытался записать новый англоязычный проект "Nestor" (90г.), с совершенно другим саундом. Но денег не было. Все разваливалось. В конце 90-го года я ушел из группы.
Альбом "Нечего ждать", где впервые появилась песня "Кошка" был записан 31 июля 1990-го года на самодельный четырехканальник Лаэртского при полном похуизме присутствовавших в студии членов группы "Аспирантура", которые даже не понималии что и зачем я делаю.
Возрождение (часть 1)
Как известно "...конец мой - еще не конец! Конец - это чьё-то начало..." Так было и у меня. Мысль возродить группу в первозданном виде (точнее первозданном СМЫСЛЕ) преследовала не только меня, но и всех почти "аспирантурцев" и их (наших) фанатов. Каждый считал своим долгом при встрече ввернуть: "Антон, давай начнем снова репетировать!" (Как будто в этом было все дело!) или: "Когда же вы снова начнете играть?!" (Как будто я не хотел этого!) Но, к тому времени мне было совершенно очевидно, что просто начать играть и репетировать, не отрываясь от занятий приносящих "хлеб насущный" - это возродить тупиковую ветвь "художественной самодеятельности на производстве", времен расцвета застоя, столь хорошо знакомую мне по клубным смотрам и шефским концертам! С тою только разницей, что теперь все необходимое для своей самодеятельности нужно будет обеспечивать за свой собственный счет. Как любил говаривать мудрый Мишаня Плоткин: "Антон, пойми: нельзя одной жопой сесть сразу на два хуя!" - в смысле ничего хорошего от такого совмещения не получится. Да и у меня к тому времени было профессиональное отношение к музыке, я не хотел развлекаться, не хотел репетировать просто так. "Пусть репетирует кто играть не умеет!" - как в шутку говорят бывалые музыканты. (Шутка!)
Однако, творческие амбиции продолжали терзать мое ЭГО. Шли годы, на протяжении которых я занимался чем угодно, от биржевой торговли, махинаций с векселями и ваучерами, до частного извоза, но осознание неоконченности собственного "творческого пути" не давало покоя. К концу 1996-го года мне удалось скопить некоторую сумму, достаточную для того, чтобы купить первую в своей жизни собственную студию! И я начал записывать первый после длительного перерыва альбом, который потом назвал "Недостроенный Храм"! После работы я приезжал домой и до поздней ночи колдовал в своем углу, вызывая нарекания жены и косые взгляды тещи. Особенно смешными были моменты записи высоких подголосков ("Чайка" и т.п.), т.к. писал я в "ушах" и никакой музыки, кроме моих завываний слышно не было! Представляю, что думала моя бедная теща, (страшно далекая от темы "запись вокала в домашней цифровой студии"!), с ужасом внимая невнятному вою и бормотанию! Ее давняя мысль о моем полном кретинизме получила наконец свое неопровержимое и окончательное доказательство!
Запись была завершена к весне 1998 (!) года. Тем не менее я отношу ее к 97-му году, т.к. по смыслу и духу она там, да и оновная часть работы была завершена тогда же. Партии всех инструментов и голоса я писал в гордом одиночестве, тем не менее это не помешало мне написать на обложке "Аспирантура" - как знак продолжения традиции и надежды на возрождение. Конечно, столкнувшись впервые с цифровой аппаратурой и студийной работой в домашних условиях, я не избежал некоторых проблем со звуком. Однако, отдельными песнями с этого альбома ("Жизнь на пароходе", "Чайка") я просто горжусь!
Уже в процессе записи "Недостроенного храма" я озаботился идеей записи "облегченного" варианта новых песен. В чем-то близких к бардовскому стилю. Я понимал, что собрать и содержать группу вряд ли мне по силам, поэтому надо записать альбом, который бы более верно отражал реальное положение вещей. На котором песни звучали бы почти так, как я их исполняю под гитару. Так появилась идея альбома "Именно...". Этот альбом был записан на удивление быстро и правильно, несмотря на 14 песен, большинство из которых были абсолютно новыми! К осени 98-го года я уже закончил запись, сделал и раздал первый тираж (впервые на CD!)
Продолжение следует!..