<<< на главную

МУЗЫКА И Я

Детство...

Шел 1966 год. Я жил на даче с дедушкой и бабушкой. Однажды дед, Михаил Семенович, купил у кого-то из соседей по поселку тумбочку со встроенным проигрывателем грампластинок. Я помню как мы везлии эту туммбочку на тележке издалека - с соседней улицы. С тех пор утро начиналось с того, что дед заводил пластинку и из-за стены доносилось: "...И сла-а-адким кажется на бе-ре-гу поцелу-у-уй соленых гу-у-уб..." Вскоре эта песенка стала моим любимым музыкальным произведением! Постепенно приобщаясь к "сокровищнице" советской эстрады тех лет, я выучил и сносно пел про электричку (в оригинале ее исполнял такой певец - Макаров, довольно популярный в то время!) Когда приходили гости меня водружали на табуретку и я, притопывая себе ножкой, пел: "Опять от меня сбежала-а, последняя электричка-а-а!.." Гости были в полном умилении!

Начиная с первого класса меня отдали в музыкальную школу. До сих пор воспоминания об этом периоде моего знакомства с музыкой самые мрачные. Классическую музыку я не любил и не понимал, заниматься не хотел. Вся теория музыки, вместе с ее историей и т.н. "муз.литературой" казались мне бессмысленной тратой времени. По мере своих детских сил и возможностей я саботировал все, что было связано с муз.школой, предпочитая более серьезные занятия, как то: пускание корабликов в сточных водах, собирание коробков из-под спичек и т.п. Надо отметить, что и преподаватели в муз.школе не способствовали росту моей любви к музыке! Чего стоит, например, моя первая преподавательница по специальности - Флора Ивановна Осипова! Во время занятий со мной она обычно занималась покраской ногтей или наведением макияжа на свое, итак слишком яркое, армянское лицо. А когда приходила в ярость, то, с криком: "Зачэм нэ выучыл урока?!!" - била меня по рукам со всей дури. Я пугался и еще больше ненавидел ее, ее музыку и все, что с этим связано! А преподавательница по муз.литературе С.С.Урина (чего стоят одни инициалы и фамилия!) была похожа на маленькую злобную ведьму: такая же черная, кривобокая, хромая, со злобным взглядом из-под нависших бровей. При ходьбе она приволакивала ногу, а на занятиях доводила своих несчастных учеников до обморока! Правда, была еще замечательная Елена Ивановна Баринова, добрая фея, но у меня она, к сожалению, не вела!

Конечно, долго так продолжаться не могло и из четвертого класса муз.школы меня с треском выгнали. Матушка очень сокрушалась: "Как же так, слух у мальчика есть, а из школы - выгоняют?!" Однако, настрадавшиеся преподаватели были непреклонны и со школой было покончено!

Еще некоторое время я, по настоянию родителей, занимался частным образом у своего двоюродного дедушки, Бориса Константиновича, прекрасного пианиста и преподавателя. Это были совсем другие занятия! Будучи мягким и очень добрым человеком, он много разговаривал со мной, рассказывал, много играл сам, читая с листа сложнейшие произведения (типа, третьей части "Лунной сонаты")! Мое отношение к музыке, к Музыканту, сделалось иным именно под его влиянием. Однако, я уже взял в руки гитару и выучил несколько аккордов. Шла середина 70-х годов.

Освоениие мной шестиструнной гитары шло по весьма традиционной схеме, типа: "Один пацан аккорды показал!" Произошло это в седьмом классе, т.е. году в 1976-м. Этим "пацаном" оказался Леша Антипов, мой троюродный брат. Он, не имея особенного голоса, слуха и музыкального мастерства, весьма сносно играл и пел бардовские песни, Высоцкого, Окуджаву, а также Адамо (он хорошо знал французкий язык!) Наблюдая насколько востребован его талант я, естественно, тоже захотел стать центром внимания любой компании! В один из дней, он показал мне шесть аккордов (нарисовал их на бумажке, которая до сих пор где-то у меня хранится!) и я - пропал! Все остальное происходило само собой на слух, на голом энтузиазме и несмотря на косые взгляды родителей, которые считали это пустой тратой времени и несерьезным увлечением.

Юношество...

Я учился в школе. Школа была специальной, английской (с преподаванием ряда предметов на английском языке) - так было написано на вывеске. Однако вывески в советское время редко соответствовали действительности. Никакого преподавания на английском не велось: не было преподавателей - специалистов (химиков, физиков и т.п.) знавших английский. Однако, сам язык был довольно "сильным", если можно так выразиться. Со второго класса (а всего классов тогда было десять) и по 2-4 часа в день. До сих пор я безумно благодарен этому "навязчивому" преподаванию! Сколько раз в жизни мне потом помогало знание английского! Знали мы его хорошо. Кто конечно хотел. Переводили без словаря с текста, на слух понимали, могли писать правильно без словаря опять же, говорить, правда, было сложнее, но это скорее был чисто психологический барьер. Многие мои одноклассники давно живут в Америке и "языковой барьер" - понятие им неведомое.

Но речь о музыке. Семидесятые годы 20-го века - расцвет советского застоя. Идеалогическая машина все еще работала на полных оборотах. Запрещено было все что только можно себе представить. Однако, внутри каждого нормального человека уже утвердилось представление о том, что коммунизм - это не молодость мира, а полное "фуфло", недостижимое и противное человеческой натуре. Поэтому, несмотря на запрет почти любой импортной музыки, а особенно популярной, она проникала на наши просторы. Иногда ввиде импортных "дискОв", привезенных кем-то из родителей, работавших заграницей, иногда ввиде перепевок импортных шлягеров отечественными ансамблями. Так называемыми ВИА (Вокально - Инструментальными Ансамблями). Углубляться в эту тему не стану. Скажу только, что наиболее "передовое" крыло таких ВИА назывались группами, точнее "группАми". Возможно это был наш, спецшкольный слэнг, мне трудно судить. Дано это было! Но произосилось именно так, с придыханием: "ГруппА приехала!" - это когда к нам на танцы (по поводу молодежного вечера) приезжал какой-то из таких "подпольных" ансамблей, играющих в основном западную рок-музыку, типа "Grand Funk Railroad", "Smokie" а иной раз и "Led Zeppelin"! Под это тогда танцевали!!! Танцами это было назвать с большой натяжкой. Мы просто дергались в такт музыке, иногда доходя до полной экзальтации, до валяния на спине, стойки на коленях и т.п. Наркотиков тогда не было в широком употреблении, поэтому могу это отнести только за счет естественных эндорфинов,молоджости, и небольших доз алкоголя. Пили тогда (в нашей школьной среде) тоже немного. Хотя были и свои алкаши.

Продолжение следует!

История группы "АСПИРАНТУРА" ("Оркестръ Аспирантура") началась в далеком 1986 году. Непосредственным предком этой команды была так называемая группа "Шанс" (1983 - 85г.), ранее - "Календарь-84" (1984 год), она же "Эскиз" (1980 г.), она же "Диптон" (1981 г.) Подробнее о ранних этапах моей музыкальной "карьеры" смотри здесь.

Я тогда еще не был столь очевиден (для себя в первую очередь!) как автор. Песен почти не писал, пел редко и мнил себя гитаристом. Кумирами моими, естественно, были Ричи Блекмор (Deep Purple) и Джимми Пейдж (Lead Zeppelin), однако никаких конкретных шагов по осовению их техники и манеры я не предпринимал, ибо был (все еще!) уверен в своей абсолютной исключительности и самоценности (как гитариста)! Далее >>>

Группа "ШАНС", 1983 год.

Рок группа
"ШАНС"
(предтеча "Аспирантуры")

Слева направо:

Антон ЕГОРОВ (сидит с гитарой)
Александр КОРОВИН (стоит сзади)
Вячеслав МЕШКОВ (стоит с гитарой)
Иван ЕГОРОВ
Юрий ДАВИДОВ (стоит с клавишами)

"В те времена далекие, теперь почти былинные" жизнь была совершенно другая

Рок группа
"КАЛЕНДАРЬ-84"
(предтеча "Аспирантуры")

Слева направо:

Евгений МОХНАЧЕВ
Антон ЕГОРОВ
Александр КОРОВИН
Юрий ДАВИДОВ
Вячеслав МЕШКОВ
(с гитарой)

Лазаревское, пансионат "Гренада", 1984 г.
Я выступаю в цехе типографии
Антон ЕГОРОВ
Слева направо:
Иван ЕГОРОВ
Антон ЕГОРОВ
Новогодний вечер, 1985 г.

Радиоузел МГ

Шел 1987 год. Я работал в радиоузле клуба типографии "Молодая гвардия", куда перевелся из цеха ротационной печати (с большой потерей в жаловании!), чтобы получить возможность уделять больше времени музыке и личным делам. В мои обязанности входило обеспечивать наладку микрофонов, "расстилку" зеленого сукна на столе и постановку графина с водой при проведении партийных (КПСС) и профсоюзных собраний. Смысла в этом никакого не было, поскольку микрофоны были херовые, зал маленький и можно было вообще ничего не подзвучивать, но "уровень - есть уровень!". Должность и штатная единица - выделены и вакантны! Чем я и воспользовался! Надо сказать, что эту должность занимали, в основном, люди никакого отношения не имеющие ни к партии, ни к профсоюзам, - короче такие, вроде меня, которым надо было получить свободу творчества и избежать "тунеядства". (Кто не знает, в СССР - 6 месяцев без официального места работы считались "тунеядством" для мужчин и незамужних женщин! за что пологалось принудительное устройство на работу, а в повторном случае - срок!!!) Так вот я оказался "электриком станционного обслуживания и радиофикации" с ничтожным окладом в 93 руб. (грязными) и кучей свободного времени!
Чтобы компенсировать недостаток средств за счет изобилия времени, а так же попутно реализовать свои творческие амбиции, я оборудовал в клубе студию звукозаписи. Благо, провода, штекера, пяльник, припой и прочие расходные материалы были! Причем сделал я это соединив грамотной симметроичной проводкой сцену, радиоузел и несколько комнат клуба, предназначенных для репетиций ансамбля и занятий музыкальных кружков. Сейчас смешно даже вспоминать о том как была оснащена эта студия, но тогда, для "подпольного" статуса, которым обладала студия, это был очень приличный уровень! Сама идея (виртуальное общее пространство за счет проводки!) и корыстная суть (я брал деньги за репетиции и запись!) были не только новаторскими, но и криминальными по тем временам! Но меня тогда это интересовало меньше всего. Да, к тому же, в России, как говорится, "от тюрьмы, да от сумы..." Начало было положенио и дело пошло!
В этой студии в то время перебывали множество коллективов, в последствии ставших (или нет!) известными. Как то "Крематорий" (в то время чаще именовавшийся "Крем"), "Институт косметики", "Красный крест", "Амнистия" (та, старая панковская группа, во главе с Баблевским), "Клон", "Веселые картинки" и т.п. До сих пор у меня имеются раритетные записи этих групп той поры. Однажды, с одной из групп, которая именовалась "Чистая любовь" пришел (в качестве, почему-то, барабанщика!) Саша Лаэртский.

Лаэртский

Уже имевший скандально успешные записи по маркой "Волосатое стекло", Лаэртский тяготел к глубоко инливилуальному самовыражению. Так случилось, что тогда мы жили в одном районе на Юго-Западе Москвы, практичеки в домах, стоявших напротив друг друга. Поэтому в первый же вечер, после репетиции группы ЧЛ мы ехали в метро вместе и Саша одолевал меня чтением своих виршей про "коньков" и "гуськов". Склонный к юмору и андерграунду, я недолго отмахивался от его творчества. Решено было записать импровизационный альбом силами нас и ближайших примкнувших. Так появилась на свет в 1988 году "Пионерская зорька", где я выступал не только как звукорежиссер, гитарист ("я работаю в аптеке..." и др.), клавишник ("вьетнамец играет на арфе..."), со-декламатор ("с партсобрания, усталый..."), но и как со-генератор некоторых идей (про "жаренную селедку", например!).
После этого еще несколько альбомов было записано совместно. На многих я выступал как гитарист, на некоторых, как звукорежиссер.
Вот как описывается сей прочес (создания "Пионерской зорьки") на одном из музыкальных сайтов:
Процесс записи выглядел следующим образом. Давясь от смеха, музыканты выбирали из толстой тетради Лаэртского отмеченные галочкой стихотворения. Галочка на полях обозначала, что к данным виршам уже придуманы какие-то приблизительные гармонии. К ним быстро подбирался необходимый ритм, и без всяких наложений песня писалась прямиком в пульт. Неудачные попытки без напряга переигрывались. Лаэртский пел и ковырял на трех октавах Ямахи , Егоров разыгрывал жанровые сценки, подпевал и без лишних комплексов шпарил на гитаре какой-нибудь веселенький реггей. Все это звучало слегка кривовато, зато очень живо. На Вермоне играл Олег Филатов, а на басу бухал Дима Ивановский - единственный музыкант, приглашенный Лаэртским из Постоянства памяти . Звук рулили Антон Егоров и Валера Холодцов.
После моего ухода из клуба я устроил Сашу на согретую мной должность "радиста". Это дало и ему возможность осчастливить мир еще несколькими альбомами, записанными там же, чему я безумно рад!
С тех пор и до сегодняшних дней мы поддерживаем добрые дружеские отношения, перезваниваемся, советуемся, общаемся.

<<< на главную

Синтезатор VERMONA, который "Звери" разобьют на съмках клипа спустя 20 лет!!!
Hosted by uCoz